№ п/п | Наименование организации | Вопрос | Ответ |
| Вопросы, поступившие из зала в ходе публичного обсуждения |
1 | Сорокин Игорь Анатольевич главный инженер ПАО "МРСК-Сибири" | В СМИ в последнее время все чаще встречаются упоминания о системе «Электронный инспектор». Расскажите об этой системе и как она скажется на работе промышленных предприятий.
| Система «Электронный инспектор» должна стать продолжением системы дистанционного надзора. В отличие от дистанционного слежения за ситуацией на опасных производствах «Электронный инспектор» даст возможность собственникам опасных объектов и работникам предприятий пройти предварительный тест соблюдения требований безопасности в «личном кабинете». «Электронный инспектор» в автоматическом режиме сможет сравнить заложенные в базе данных обязательные требования к производственным объектам с текущим состоянием «инспектируемого» предприятия. Объективно оценив ситуацию, программный продукт позволит сформировать перечень выявленных нарушений и проинформирует о санкциях, применяемых при реальном выявлении таких нарушений, точечно контролируя безопасность поднадзорных предприятий.
|
2 | Бурцев Сергей Викторович операционный директор ООО «УК «Сибантрацит» | Что представляет из себя система дистанционного контроля и какие плюсы от ее внедрения получат промышленные предприятия и сам Ростехнадзор?
| Система дистанционного контроля (надзора) промышленной безопасности (далее – СДК ПБ) представляет собой комплекс программных и программно-аппаратных средств, а также специализированных технических средств, обеспечивающих непрерывное получение, обработку и передачу в режиме реального времени информации о значениях параметров технологических процессов и процессов обеспечения функционирования опасного производственного объекта, определяющих его безопасность, о состоянии систем противоаварийной защиты и их срабатывании, состоянии технических устройств, а также о регистрации аварий и инцидентов на опасном производственном объекте. При этом объектом дистанционного контроля вляется опасный производственный объект, оснащенный СДК ПБ. С 2014 года Ростехнадзором проводится работа по развитию прототипа СДК ПБ, предусматривающая включение в контур контроля и обработки системно-технических решений для всех типов устройств и систем, предусмотренных правилами безопасности. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и статью 13.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части внедрения применения системы дистанционного контроля промышленной безопасности и создания системы государственного мониторинга в области промышленной безопасности» (далее – законопроект) разработан и представлен в Правительство Российской Федерации письмом Ростехнадзора от 28 февраля 2019 года № 00-01-07/172. Для организаций, внедривших СДК ПБ, законопроектом предусмотрены положения, направленные на снижение административной нагрузки, посредством отмены плановых проверок и отмены режима постоянного государственного надзора.
Предполагается, что внедрение дистанционного мониторинга за опасными производственными объектами положительно скажется на повышении уровня контрольно-надзорных мероприятий, качестве расследования аварий и случаев травматизма.
|
3 | Матва Станислав Вячеславович технический директор АО «УК «Кузбассразрезуголь» | Каков принцип риск-ориентированного подхода и применяет ли Ростехнадзор проверочные листы при проведении контрольных надзорных мероприятий? | При формировании Плана проверок (скажем на 2020 год) Ростехнадзором реализуются требования к периодичности проведения плановых проверок организаций с учетом критериев их отнесения к определенной категории риска (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2018 № 1445 «О внесении изменений в Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора»).
Относительно проверочных листов. С 14 мая 2018 года вступил в силу приказ Ростехнадзора (от 21 декабря 2017 г. № 557) об утверждении формы проверочного листа, применяемого при осуществлении федерального государственного энергетического надзора.
Обращаю внимание, что данная форма применяется только при проведении плановых проверок.
|
4 | Борисов Владимир Юрьевич главный инженер ФГУП "Управление энергетики и водоснабжения" | Имеет ли право составлять протокол визуального осмотра электроустановки электролаборатория, не имеющая в перечне работ вид испытаний «визуальный осмотр электроустановки»? | В соответствии с пунктом 39.1 «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок», утверждённых приказом Минтруда России от 24.07.2013 № 328н, зарегистрированным Минюстом России 12.12.2013 № 30593, испытательные установки (электролаборатории) должны быть зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем федеральный государственный энергетический надзор.
Регистрация электролаборатории осуществляется по заявкам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Виды измерений и испытаний определяет заявитель, при этом на каждый вид испытаний должны быть разработаны и утверждены методики. Визуальный осмотр предшествует или может входить в состав того или иного вида испытания.
Нормативными документами визуальный осмотр электроустановки не отнесён к видам испытаний и измерений, а также к специальным работам.
Таким образом, электролабораториями, зарегистрированными в установленном порядке, могут составляться протоколы визуального осмотра. При этом дополнительно указывать в перечне испытаний работы по визуальному осмотру не требуется.
|
5 | Ляльков Павел Васильевич генеральный директор АО "Кемеровская горэлектросеть" | Мы являемся добросовестной электросетевой компанией, соблюдаем все обязательные требования нормативно-правовых актов, возможно ли в таком случае сокращение количества проводимых проверок? | Согласно пункту 14 положения об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 июля 2013 года № 610, деятельность субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии подлежит отнесению к одной из категорий риска, для которой предусмотрена периодичность проведения плановых проверок:
- высокого (плановая проверка проводится один раз в 3 года);
- значительного (плановая проверка проводится один раз в 4 года);
- среднего (плановая проверка проводится не чаще одного раза в 5 лет);
- умеренного (плановая проверка проводится не чаще одного раза в 6 лет),
- низкого (плановая проверка не проводится).
В соотвествии с пунктом 6 Положения категория риска и соответственно периодичность плановых проверок может быть изменена в случае соблюдении одного из следующих условий:
- отсутствие в течение 5 лет, предшествующих дню присвоения категории риска, вступившего в законную силу судебного акта или постановления о назначении наказания за нарушение обязательных требований, повлекшее возникновение аварии, расследуемой органами государственного надзора, или несчастного случая со смертельным исходом;
- отсутствие в течение 3 лет, предшествующих дню присвоения категории риска, вступивших в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 9.7 -9.9 , 9.11 и 9.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
|
6 | Петров Олег Валентинович технический директор ООО «Сибирская генерирующая компания» | Какие мероприятия планирует Ростехнадзор в рамках «Регуляторной гильотины»? | В рамках регуляторной гильотины Ростехнадзор планирует пересмотреть все ныне действующие нормативно-правовые акты в сфере деятельности Ростехнадзора и актуализировать эти документы с учетом риск –ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах. Эту работу необходимо провести до 1 января 2021 года. Согласно поручению Владимира Владимировича Путина с этого срока должны действовать только актуализированные нормы.
|
7 | Козырев Александр Вениаминович помощник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в НСО | Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей совместно с Институтом экономики роста им. П.А. Столыпина провели исследования административного давления в субъектах Российской Федерации. Будут ли поставлены первоочередные задачи руководителям территориальных органов с учетом анализа "индекса админимстративного давления" в рамках деятельности Ростехнадзора? | Соответствующие поручения даны. Ростехнадзором изучен анализ индекса административного давления. К анализу имеется ряд вопросов в части его расчета. Проведенный анализ внутри Ростехнадзора не соответствует показателям индекса. Что касается административного давления со стороны Ростехнадзора, то можно отметить следующее. Если под административным давлением понимать количество штрафов и плановых проверок, то за последние 5 лет, с момента внедрения риск-ориентированной модели в области промышленной безопасности, количество плановых надзорных мероприятий сократилось более чем на 80%. Проведенный анализ внеплановых проверок показал, что больше половины таких проверок не связаны с выдачей предписаний. Не малую долю занимают проверки, проводимые по порученниям Правительства РФ, к ним, к примеру, относятся проверки хода подгтовки объектов к работе в осенне-зимний период. Также проводятся проверки по требованиям правоохранительных органов. Любая проверка, проводимая по инициативе инспектора, проводится после согласования с органами прокуратуры и таких проверок всего 5-6% от общего числа внеплановых проверок. Ростехнадзор не имеет цели наказать как можно больше. Ростехнадзор осуществляет надзор за состоянием безопасности производства и людей и принимает меры только за реальные нарушения. |
8 | Червяков Алексей Евгеньевич директор по ОТ, ПБ и Э ООО "Распадская угольная компания" | Какие нормативные правовые акты содержат требования о наличии и функционировании приборов и систем контроля за производственными процессами на опасных производственных объектах, в том числе в угольной промышленности? | В соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами.
В соответствии с новой редакцией пункта 22 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах», утвержденных приказом Ростехнадзора от 19 ноября 2013 г. № 550, в угольных шахтах должны применяться многофункциональные системы безопасности МФСБ, которые должны обеспечивать мониторинг и предупреждение условий возникновения опасности геодинамического, аэрологического и техногенного характера, а также оперативный контроль соответствия технологических процессов заданным параметрам, применение систем противоаварийной защиты людей, оборудования и сооружений.
Угледобывающая организация должна осуществлять дистанционный мониторинг (контроль) параметров безопасности и анализ данных, полученных от МФСБ шахты. В рамках государственного мониторинга в области промышленной безопасности угледобывающая организация в режиме реального времени должна обеспечить передачу подлежащей дальнейшему учету информации от МФСБ о срабатывании систем противоаварийной защиты и о количестве выявленных критических изменений параметров работы шахты по каналам связи в территориальное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с вступающими в силу с 1 января 2022 года пунктами 545 и 546 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20 ноября 2017 г. № 488 в целях обеспечения условий безопасной эксплуатации технических устройств, осуществления оперативного управления производственными технологическими процессами на угольном разрезе, недопущения развития и реализации опасных производственных ситуаций на угольном разрезе комплексы технических, технологических, инженерных и информационных систем должны быть объединены в многофункциональную систему безопасности. В соответствии с пунктом 22 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах», утвержденных приказом Ростехнадзора от 19 ноября 2013 г. № 550, в угольных шахтах должны применяться многофункциональные системы безопасности (далее – МФСБ), которые должны обеспечивать мониторинг и предупреждение условий возникновения опасности геодинамического, аэрологического и техногенного характера, а также оперативный контроль соответствия технологических процессов заданным параметрам, применение систем противоаварийной защиты людей, оборудования и сооружений.
|
9 | Куцубинская Евгения Алексеевна ведущий специалист отдела ОТ и ПБ АО "Томскнефть" ВНК | На какой период допускается согласовывать продление приостановки скважин? | Исходя из положений пункта 1327 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101, последующее продление приостановки скважин допустимо по согласованию с территориальным органом Ростехнадзора сроком на 6 месяцев с разработкой соответствующих мероприятий. |
10 | Милина Наталья Николаевна главный инженер АО "Новосибирский завод искусственного волокна" | Планируется ли внедрение на предприятиях оборонно-промышленного комплекса внедрение систем "Электронный инспектор" и государственного дистанционного мониторинга и каким образом будет учитываться специфика предприятий? | В настоящее время между Ростехнадзором и Госкорпорацией "Ростех" подписано соглашение о взаимодействии. В рамках соглашения достигнуты договоренности об эксперементальном внедрении на ряде предприятий Ростеха систем "Электронный инспектор" и государственного дистанционного мониторинга. По результатам Ростех планирует создать информационную систему, которая будет внедрена на всех предприятиях. |
11 | Герасимов Владимир Гермагенович Первый заместитель генерального директора - технический директор АО «Региональные электрические сети» | Допускается ли применение арабских цифр в оперативно-технической документации для обозначения группы по электробезопасности? | В соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утверждённых приказом Минтруда России от 24.07.2013 № 328н, определена форма написания группы по электробезопасности римскими цифрами.
Таким образом, применение арабских цифр для обозначения группы по электробезопасности в оперативно-технической документации не рекомендуется в связи с тем, что это может ввести в заблуждение и привести к неоднозначному пониманию смысла обозначения.
|
Мнения, пожелания участников публичного обсуждения |
1 | Сенькевич Маргарита Карловна Председатель Новосибирского отделения "Деловая Россия" | В рамках реализации механизма "регуляторной гильотины" предлагается руководителям предприятий активно выступать с предложениями. |